ВОЖДЕНИЕ ПО НЕЗАЛЕЖНОЙ
Москва - Киев - Одесса - Кривой Рог - Москва
21 - 27 августа 2004 г.

Вид со звоницы лавры на Киев

Маршрут
   Маршрут.

Памятник Б. Хмельницкому в Киеве
   Памятник Б. Хмельницкому в Киеве

Вид на Успенский собор
   Вид на Успенский собор.

Святая София в Киеве
Святая София в Киеве.

Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве
Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве.

Николай у Дюка в Одессе
Николай у Дюка в Одессе.

Ситроен С3 в Одессе
   Ситроен С3 в Одессе.

Лиза на Дерибасовской
   Лиза на Дерибасовской.

Даша в кафе у пляжа Ланжерон
   Даша в кафе у пляжа Ланжерон.

Николай в баре Гамбринус в Одессе
   Николай в баре Гамбринус в Одессе.

Даша в Аккарже спустя 19 лет
   Даша в Аккарже спустя 19 лет.

Даша в море
   Даша в море.

Лиза в море
   Лиза в море.

В Кривом Роге
   В Кривом Роге.
Август, конец теплого сезона, неиспользованный остаток отпуска – правильно, именно это и вызывает желание рвануть куда-нибудь к морю на недельку. Естественно, на своей машине, естественно, в приятной компании.
К сожалению, супруге должность не позволила еще раз в течение лета сорваться с работы, от большого норвежского путешествия не прошло еще и пяти недель. У меня оставалась только одна возможность пополнить экипаж, а именно, убедить своих двух скучающих после отдыха в Турции дочерей-студенток, что Одесса и Черное море тоже были отвоеваны когда-то у предков жителей современной Мекки российского туризма, а значит достойно посещения.
К моему восторгу отказа не последовало, и мы тут же набросали план недельной поездки – две ночи в Киеве, три ночи в Одессе, одна ночь в Кривом Роге. Жесткие временные рамки и расстояние от Москвы диктовали именно такой маршрут.
Надо сказать, что история нашей семьи сильно связана с Украиной, впрочем, как и у миллионов россиян. Двоюродный дедушка Даши и Лизы вот уже сорок лет живет там, поэтому остановка в Кривом Роге планировалась неслучайно, родной дедушка с семейством жил в Киеве в 1962-64 г.г., когда учился в Академии. Мой старший брат также пять лет учился в КВИРТУ в 1968-73 г.г., да и я, собственно, имею кое-какое отношение к тем местам, прослужив два года офицером под Одессой после окончания института.
Вот такая причинно-следственная связь была у этой неожиданной поездки, у меня присутствовал элемент ностальгии, у дочек – познавательный и практичный, то есть, еще немного загореть перед приближающимся 1 сентября.
Сборы оказались недолгие, в интернете нашли телефоны для аренды квартир в Киеве и Одессе, оттуда же почерпнули много информации, как проехать по Украине и не заплатить ни гривны (есть такой вид спорта у российских автопутешественников). Ну, а для того, чтобы не очутиться в роли героя песни “… шел на Одессу, а вышел к Херсону”, были изучены карта и опыт бывалых с www.auto.ru.
   День первый. Спустя уже четыре часа после старта в субботу 21 августа наш “Ситроен С3” докатил до объездной дороги Брянска, средняя скорость была очень приличной, 400 километров прошли на одном дыхании. После заправки мы распрощались с трассой М3 и направились в сторону погранперехода “Три сестры”, где по информации были более спокойные условия для пересечения границы.
Когда расстояние от дома измерялось в 700 километров, показался известный монумент в честь трех братских республик – России, Украины и Беларуси.
Очередь машин в двенадцать встретила нас перед украинским шлагбаумом. Надо отметить, что украинский страж особенно не торопился, заблаговременно бланки иммиграционных карточек получить у него не удалось. Этому было простое объяснение, пока после проезда шлагбаума люди заполняли документы, к ним подходил дядечка и требовал покупки украинского ОСАГО, а так все направлялись бы с готовыми карточками дальше чуть левее к таможне и где информация по въезжающим вводилась в компьютер. Мне также предложили купить полис, на отказ стали стращать ближайшими постами ДАИ. Поддаваться на это не надо, страховка хотя и является обязательной, но в перечне документов, которые должны присутствовать у водителя, ее нет. Вот такая пока несуразица имеется в законах, как говорится, закон суров, но это закон, поэтому увещевания доброго дядечки- страховщика были отвергнуты. Из-за всех этих хитростей на прохождение украинской границы ушло минут пятьдесят.
Дальнейший путь до Киева ничем примечательным не отличался, разве только познавательно было проехаться по Чернигову, из-за чего, правда, упала средняя скорость. 240 километров были пройдены за три часа с небольшой остановкой для обеда.
Хозяйка квартиры ждала нас на месте, сразу после перехода границы мы ей позвонили и подтвердили свою бронь двухдневной давности. Улица Строителей находится на левом берегу у метро “Дарница”, поэтому движение собственно по Киеву был недолгим. Тут мне очень пригодилось знание истории спорта, так как на домах нужной нам улицы было написано “Вул. Будывельников”. При СССР существовала такая баскетбольная команда “Строитель” (Киев), которая потом стала называться на украинский манер “Будывельник”. Именно это и спасло нас от блуждания по городу, незнающему человеку такая ассоциация непосильна.
Двухкомнатная квартира на втором этаже сталинской пятиэтажки оказалась достаточно комфортной, правда, цена в 250 гривен в сутки была чуть выше среднекиевской. Все остальное нам понравилось - образцовая чистота, современная мебель и, самое главное, сантехника была в полном порядке, а это, как известно, бич всех снимаемых квартир.
Этот вечер мы провели в толпе гуляющих по Крещатику и Майдану Незалежности. Чувствовалось приближение украинского национального праздника, до которого оставалось еще три дня, но столица торопилась задать тон в этом действе. Даша и Лиза нашли много общего с обстановкой на московской Манежной площади, также много людей, также много приезжих, также все разговаривают по-русски.
Поездка на метро до дома порадовала ценой – полгривны, то есть два рубля 70 копеек по-нашему, хотя, справедливости ради, их поезда и короче наших почти в два раза, да и интервалы движения очень длинные.
   День второй. Так как культурная программа была очень насыщенной, пришлось поехать на машине, все-таки Киев большой город, да и жара за тридцать градусов не располагала к перемещению пешком по раскаленному асфальту.
Уже в одиннадцатом часу мы были у Киево-Печерской лавры, древнейшего монастыря Руси (ХI в), который начинался как пещерный и только около 1062 г. возникли первые наземные постройки. Главная святыня обители – нетленные мощи преподобных отцов, покоящихся в Ближних и Дальних пещерах.
Лавра очень сильно пострадала при нацисткой оккупации 1941-43 г.г. Во время моего первого визита в Киев в 1972 г. Успенский собор лежал в развалинах, сейчас же я с удивлением обнаружил прекрасно восстановленный храм. Забравшись на большую лаврскую колокольню, мы насладились видами Днепра, легкая дымка, правда, не позволяла увидеть далекую перспективу, но окрестности с семидесятиметровой высоты были как на ладони.
Посещение пещер оказалось трудным мероприятием – много народа, тесно, душно, но разве может быть путешествие на десять веков назад легким. Именно здесь, рядом с мощами людей, живших так много лет назад, ощущаешь связь времен, и факты из учебников по русской истории обретают реальность.
Побродив еще немного по огромной территории Лавры, мы сели в машину и отправились к Андреевскому спуску, одной из самых красивых улиц города, которая соединяет две древнейших его части – Верхний город и Подол. В самом ее начале стоит удивительный храм в стиле барокко – Андреевская церковь, которая строилась в 1749-54 г.г. по проекту Б. Растрелли.
Надо отметить, что вся улица застроена домами рубежа XIX-XX веков, а самыми известными, наверно, являются Замок Ричарда и дом-музей Булгакова, где и развивалось действие романа “Белая гвардия”.
Андреевский спуск часто сравнивают с парижским Монмартром и московским Арбатом, с эти можно согласиться, но все равно очарование этой киевской улицы свое, неповторимое.
Далее мы прошли к Михайловскому Златоверхому монастырю. То, что не разрушили орды Батыя в 1240 году, завершили строители коммунизма в 1934-36 гг. Лишь в 2000 году комплекс был восстановлен, и монастырь, основанный в XII веке и бывший местом погребения князей, вновь сияет в своем великолепии.
Недалеко, на Софиевской площади, находится и своеобразная эмблема Киева – памятник Богдану Хмельницкому, установленный в 1888 году и отлитый в Петербурге. Место установки неслучайно, именно здесь киявляне в 1648 году встречали гетмана после победы над войсками Речи Посполитой.
А вот и Софиевский собор, занесенный в Реестр всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм построен при Ярославе Мудром около 1037 года, а в 1685-1707 г.г. был перестроен в стиле барокко. Особую ценность представляют 260 квадратных метров мозаики в убранстве собора, сохранившиеся до наших дней. В Софии Киевской сохранилась гробница Ярослава Мудрого и его жены Ирины.
После такой длительной прогулки и обеда в ресторанчике “Хали-гали” мы поспешили на квартиру, чтобы немного передохнуть перед вечерней программой.
Оставив машину перед домом, наша компания на метро добралась до станции “Почтовая площадь”, откуда направилась к Подолу. Надвигающиеся тучи, гром и молнии, заставили нас расположиться в кафе “Эдем” на Андреевском спуске, с веранды которого можно было наблюдать за буйством стихии. Мощный поток воды несся вниз по улице, молодежь прыгала по лужам, мы же уютно сидели под навесом, ожидая окончания ливня.
Только спустя полтора часа нам удалось выбраться на улицу и ближе к полуночи вернуться домой. День изучения Киева закончился, я восстановил воспоминания от четырех предыдущих посещений, для моих же дочерей это было первое знакомство, надеюсь не последнее, в этот город хочется возвращаться.
   День третий. Пасмурная погода с утра за окном подтверждала прогноз недельной давности. Но туристам не приходится выбирать, а для поездки на автомобиле нежаркая температура даже лучше, тем более до Одессы путь неблизкий, около 450 км. Правда, то, что началось за Уманью, комфортной погодой не назовешь, тучи низко нависли над землей, стало темно, с неба лили потоки воды. Если учесть, что на этом участке еще и ведется активное строительство трассы Киев-Одесса, то скорость в 60 км в час уже не покажется маленькой. Стартовав в полдень, мы только ближе к шести вечера подкатили на угол Торговой и Приморской улицы, где из Киева забронировали на три ночи двухкомнатную квартиру на девятом этаже с отличным видом на порт и море (215 гривен в сутки). Говорят, раньше на трех десятиэтажных башнях висели огромные транспаранты “Маркс-Энгельс-Ленин”, которые хорошо читались с кораблей, приближающихся к Одессе. Так, вот, мы поселились в доме, на котором раньше красовались буквы “Ленин”.
Слава богу, дождя не было, пасмурная погода только немного омрачала момент. Распаковав чемоданы, наша компания двинулась к Потемкинской лестнице, где в сгущающихся сумерках собралась приличная толпа. Вот я опять и увидел почти спустя двадцать лет Дюка, пересчитал ступени знаменитой лестницы, увидел Морской вокзал. Кто говорит, что машины времени не существует, неправда! В определенный момент возникло полное ощущение, что я в 1983-85 г.г. Только облик моих взрослых спутниц возвращал в реальность, и как бы говорил: “Посмотри в зеркало !”.
А вот Дерибасовская оказалось другой, пешеходной. Здесь гуляло много людей, красиво и модно одетых, все-таки Одесса курорт не простой. Пройдя раза два туда и обратно по улице, мы расположились в одном из многочисленных открытых кафе, где, попивая пиво, просидели достаточно долго, разглядывая отдыхающих. Завтрашний День незалежности в Одессе ощущался слабо, то есть, совсем не ощущался. Комментировать это не буду, чтобы не спровоцировать международный скандал.

Продолжение
Главная страница сайта

Сайт управляется системой uCoz